|
11.10.2016 | Бормашина в стоматологии
Первая бормашина в стоматологии появилась в 1790 г., а до этого времени единственным способом лечения зубов было их удаление. Конечно, это был крайний подход, но другого воздействия не было, тем более, если говорить о препарировании твёрдых тканей зубов.
Немного истории
Изобретение первой в мире бормашины было навязчивой идеей личного стоматолога Дж. Вашингтона Джона Гринвуда. Его изобретение было достаточно-таки тяжёлым и имело ножной привод, роль которого выполняло колесо от прялки его матери. С помощью бормашины Гринвуду удалось изготовить для президента первые 4 съёмных протеза.
Следующее значимое событие в стоматологии стало появление в 1868 г. пневматической бормашины. Разработал её Дордж Грин, работавший механиком в S.S. White. Именно эта модель стала началом появления современных стоматологических установок. Серийное производство этой бормашины было запущено через 8 лет после её изобретения. Способствовал этому американский врач Моррисон, который получил на неё патент в 1871 г. В те времена скорость вращения сверла составляла 2 тыс. оборотов в минуту. В 1975 г. тот же Грин разрабатывает машину с электрическим приводом, но такую бормашину стоматологи начали применять лишь столетие спустя. При этом скорость вращения возросла до 30 тыс. оборотов.
Совершенствование бормашин
В 19 в. появляются бормашины с турбинными наконечниками, которые совершали 250 тыс. оборотов в минуту. Позднее компания S.S. White запускает в производство прямые и угловые наконечники. Это позволило совершенствовать устройство в нескольких направлениях:
1. Увеличение оборотов для более качественного препарирования. А это, в свою очередь, снижало боль во время процедуры;
2. Создание системы охлаждения ткани зуба, которая стремительно нагревалась из-за вращения бор;
3. Совершенствование и создание новых наконечников;
4. Разработка безрукавных бормашин.
Бормашина в России
До Первой мировой войны все стоматологическое оборудование закупалось за рубежом. Далее, производством бормашин занимался ОКБ Сталинградского завода, которые выпускали устройства педального типа с ножным приводом. Длилось оно до 1963 г., но уже в 50-е гг. начался выпуск новой модели с жёстким рукавом и электроприводом. Именно они были задействованы на протяжении 20 лет, перенося за это время несколько этапов усовершенствования. После 70-х гг. на смену пришли бормашины с турбинными наконечниками, которые имели скорость вращения в 3 млн оборота.
На сегодняшний день высокие технологии позволили создать более усовершенствованные модели бормашин, которые намного функциональнее и менее габаритнее своих предшественников.
|